Психология игрока


В этом блоге я постараюсь раскрыть вопрос: почему мы так много играем в компьютерные игры, что нами движет, по какой причине, деструктивно это или может приносить нам пользу?!

Это первая часть блога, который будет состоять из 3х частей, каждая из которых, в той или иной степени, будет посвящена следующим вопросам: мотивация в жизни, спортивные достижения про-игроков, киберспорт как способ самореализации и заработка, психические травмы игроков и их влияние на погружение в виртуальную реальность, отыгрыш и "пропуск" реальной, вопросы психосоматики (как чрезмерное сидение за компьютером может навредить вашему интеллекту, психике и физическому телу). Чтобы структурировать материал, я приведу несколько терминов и фактов, которые могут быть полезны людям, интересующихся психологией и саморазвитием. Также, я опишу несколько рабочих методов и способов специально для тех, кто осознает, что проводит в виртуальной реальности слишком много времени, и не знает что с этим делать.

Начну я с разбора портрета типичного игрока, учитывая ограниченность собственных представлений о возрастных и половых отличиях 😀

Здесь не будет заумных классификаций, имеет смысл выделить 3 категории людей:

Те, кому игры приносят доход, прибыль или известность (прогеймеры, торговцы, игроки на ставках и т.д.).

Те, кто сохраняет нейтральное отношение: человек, который имеет место учебы или работы, набор интересов и хобби в жизни, отношения и досуг, заходящий в компьютерную игру на ограниченное количество времени и способный контролировать этот процесс.

И зависимых игроманов, не получающих пользы от компьютерных игр и ухудшающие свой социальный статус, здоровье и отношения с окружающими.

Польза. Жизнь про-геймера не так проста, как кажется; проводить регулярные самостоятельные тренировки с командой не является простым делом. Тут и скованная поза изо дня в день, способствующая развитию остеохондроза, и другие проблемы со здоровьем. Перелеты с места на место проведения турниров. Постоянный эмоциональный накал от побед и поражений. Для того, чтобы быть прогеймером, нужно обладать совокупностью таланта, дисциплины и удачи. В настоящее время, отдельные профессиональные игроки в Dota 2 заработали более 2 миллионов долларов за призовые с турниров, и это значительные средства. Я считаю, что человек, способный организовать свой ежедневный распорядок в сфере IT, и извлекать доход из своей занятости – вполне социализирован, чем бы он не занимался: продажей виртуальных ценностей, бустингом аккаунтов или игрой в Tier2-4* командах. Можно сказать, что такой человек нашел свое место.

Нейтральное состояние. Это самая простая группа для описания – человек, который может систематически играть в компьютерную игру, тем не менее, способен легко отказаться от интернет баталий в пользу занятий спортом, походу в кино или простому отдыху на природе с компанией, при этом не будет сожалеть об этом, и стремиться к компьютеру обратно. Обычно такие люди находятся в контакте со своими чувствами и эмоциями, и компьютерные игры занимают определенную нишу их интересов, доступный способ получить удовольствия от соревнования или общения с друзьями. Тем не менее, у такого человека компьютерная игра не будет находиться в ТОПе его интересов, их заменит желание построить карьеру, заработать денег, наладить социальные связи или завести отношения с противоположным полом. Никакого самоутверждения.

Вред. Если вы регулярно играете больше 3-4 часов в день, и игра не приносит вам прибыли, позволяющей платить по счетам и откладывать что-то на черный день, то вы – Зависимый человек. То же самое касается отсутствия работы и учебы.

Работа с зависимостями – один из моих коньков, и игровая зависимость мало чем отличается от иных видов психологической зависимости, будь то наркомания или алкоголизм, со-зависимость, зависимость от острых ощущений и переживаний, разных видов любовной зависимости, поэтому я опишу свой опыт и поделюсь знаниями о природе происхождении игромании: ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ мы можем сверх всякой меры играть в компьютерные игры, и КАК это может приносить нам ущерб.

Почему игромания является формой зависимости? Потому что человек черпает из источника – будь это компьютерная игра, залипание в смартфоне, провождением времени в социальной сети – чувства безопасности, причастности, и переживания состояния нужности и спокойствия. Также это становится физической заменой его реальной жизни со всеми своими бедами и невзгодами.

Отсутствие выбора. Человек лишен твердого чувства, что поступает так, как хочет, он как будто вынужден поступать в соответствии со своей зависимостью. Обычно ощущение «отсутствия выбора» сопровождается чувством «что это не то». Часто человек может чувствовать, что он лишается чего-то важного, что его жизнь проходит мимо него.

Утрата контроля. В норме, осознав, что делать определенные вещи вредно для своего здоровья, самоощущения или жизненного комфорта, человек останавливается. Он волен изменить свои действия, скорректировать ситуацию. Человек, страдающий от психологической зависимости, на это не способен, он не управляет процессом.

Регулярность и постоянство. Без лишних комментариев.

Человек не берет ответственность на себя за происходящее.

Саморазрушительное поведение. Все мы знаем про истории, когда игроки погибали, проведя за компьютером сутки или более, получали травмы и проблемы со здоровьем. Если не смотреть на эту ситуацию столь радикально, то ухудшающееся зрение, проблемы со спиной, утрата социальных функций является формой деструктивного поведения.

Отдельно стоит сказать о преобладающих и терзающих молодого человека наборе чувств: тревога, страх, стыд и вина. Переживание беспомощности, безысходности, печали и невыносимости. Короче, ужасная депрессия.
Игра становится способом уйти от контакта с этими чувствами, а также необходимостью участвовать во взрослом внешнем мире, выстраивать свою личность и зарабатывать социальные достижения и связи, строить отношения с противоположным полом, заводить семью и так далее. Также, это эффективный способ быть "занятым", но совершенно не продуктивным. Бегство от проблем свершилось, но сами проблемы никуда не исчезли.

Читайте также:  Промокод на победу

Стоит заметить, что все мы разные, у нас разная конституция тела, уровень развития интеллекта, психическая стойкость (то, что называется, например, сильной и слабой нервной системой, расшатанной или подверженной легким изменениям). Из этого можно сделать вывод, что для одного человека конкретная ситуация может стать камнем преткновения всей жизни, другой закончит свою компьютерную зависимость с течением времени, как само собой разумеющееся явление.

В современном обществе существует много информационных источников, из которых можно почерпнуть все что угодно, вплоть до возможности выучить иностранный язык за несколько недель. Существует много статей и книг о психологии, в которых труднодоступным языком и неясно описываются простые вещи.
Я хотел бы рассказать о корне возникновения травмы психики, которая может влечь за собой игроманию, как форму зависимости.

Первичная психологическая травма может быть родовой (полученной при родах, при неаккуратном извлечении ребенка из женщины, ушибах, падениях и т.д.), или причиненной в самом раннем возрасте (обычно 1-3 года), о которой человек может никогда и не вспомнить, будучи уже в сознательном возрасте. Это может быть как длительной фрустрацией (родители оставили ребенка одного без присмотра на длительное время), так и однократным травмирующим событием (например смерть одного из родителей, физическая травма и прочее), повторяющиеся события (например, постоянный крик родителей друг на друга, недружелюбная, холодная и отвергающая атмосфера, в которой ребенок не может выжить, постоянные унижения).
В дальнейшем, эти ситуации могут накладываться одна на одну, повторяться, вызывая так называемый кумулятивный (накопительный) эффект. Таким образом, человек в возрасте 16-30 лет может беспричинно испытывать изо дня в день набор негативных чувств, эмоций и переживаний, которые были причинены ему в раннем возрасте, но продолжают "жить с ним", уже в зрелом возрасте, будучи не осознанными и не "отпущенными" на свободу. При этом в реальной жизни у такого человека могут быть все социальные условия для того, чтобы развиваться и радоваться жизни, которыми он не пользуется. Наверняка, вы встречали подобные случаи.

Это было мрачным предисловием, одновременно и концом первой части моего блога.
В следующей части, я опишу свой взгляд на возможность развития в игре Дота 2, способы стать киберспортсменом, поделюсь методами параллельного развития в виртуальном и реальном пространстве, также более подробно опишу типичные психологические защиты, а также приведу несколько примеров из жизни, каким образом можно извлекать PROFIT от игры за компьютером, развиваться и порассуждаю о том, где находится та грань, на которой стоит остановиться и отвлечься от виртуальной реальности.
THE END часть I.

Человек открытый и человек-игрок

Люди, стремящиеся получать результат преимущественно при помощи откровенности и близости, и люди, достигающие своего результата преимущественно при помощи игр и интриг, как многие чиновники, политики и лидеры научной среды — при внимательном изучении эти две большие группы очень отличаются друг от друга.

Игрок старается производить впечатление открытого и надежного. Он осторожен в обязательствах. Работает с неполной отдачей. Может действительно выполнять взятые на себя обязательства и держать данное им слово, но только когда это ему выгодно. Правда, это вовсе не означает, что за вашей спиной он не затевает какую-нибудь интригу, где результат будет в его пользу, а вы можете оказаться в проигрыше. Он прежде всего следует своим собственным интересам. Жесткий расчет не мешает ему постоянно заботиться о сохранении видимости масок открытости, надежности, честности. Ведь для него важнее казаться кем-то, чем быть на самом деле.

Он плохо справляется с противоречиями и конфликтами. В трудных ситуациях попросту пропадает, исчезает. Впрочем, после разрешения такой ситуации появляется очень быстро.

Часто это человек с удивительно гибким и динамичным поведением, развитым воображением. Он стремится получить информацию об интересующем его объекте. Вместе с тем, сведения о себе передает скупо и только в необходимом количестве. Редко удается познакомиться с людьми, долго и близко знающими игрока и не зависящими от него. А значит способных и расположенных к свободным суждениям о нем.

Он всегда находит вас, тогда как вы далеко не всегда знаете, как найти его. Он неохотно сообщает свой настоящий адрес. Когда вы звоните, то обнаруживаете, что на его аппарате стоит опознаватель номера или автоответчик. Если он не поднимает трубку, это вовсе не значит, что его сейчас нет на месте. Просто он играет в свои игры, и если вы как персонаж его игры нужны ему сейчас, то он обязательно поднимет трубку.

Из вариантов взаимодействия, кроме игр, он предпочитает ритуалы и развлечения.

Читайте также:  Фрибет бонус

Его фиксированная эмоциональная установка: «Я благополучен — Вы не благополучны». «А если вы пока благополучны, то ненадолго. С моей помощью вы скоро освободитесь от этого ненужного груза самодовольного благополучия». Впрочем, он мастерски скрывает свою основную фиксированную установку. И демонстрирует установку: «Вы также можете стать благополучным, если…». На месте многоточия можно поставить то, что выгодно игроку и что он желает получить от вас. Общаясь со своими жертвами, игрок зачастую весьма предупредителен и тщательно скрывает свое пренебрежительное отношение к ним.

Игрок способен быть действительно результативным. Наиболее динамичным и результативным он может оказаться в начале дела. Он политик, и успех его политический.

По мере развития дела, когда такие характеристики, как надежность и стабильность, становятся особенно важными и даже необходимыми, игроки часто оказываются несостоятельными, подрывают доверие к себе и сходят с дистанции, уступая лидерство людям, способным к откровенности и близости. Открытый человек предпочитает откровенные взаимодействия — операции и близость. Фиксированная эмоциональная установка таких людей: «Я благополучен — Вы благополучны». «Каждый человек может стать партнером. И каждый благополучен или имеет возможность достичь благополучия». Такие люди устанавливают тесные взаимодействия с другими людьми. Они не так ярко проявляют свои достоинства, как игроки. Ведь для них главное — быть, а не казаться. Они признают свои слабости и неудачи. Они способны убеждать, вызывают доверие. Они привержены делу. Их результат возрастает по мере углубления в избранное дело. Заботятся о своих последователях.

С ними спокойно. С ними можно чувствовать себя уверенно. Они надежны и стабильны. Только вот быстро разобраться в этом удается далеко не всегда. Мы рассмотрели два очень различных типа успешных и результативных личностей. Их мировоззрения, установки, жизненные кредо находятся на разных полюсах. Такие люди могут длительно и результативно сотрудничать друг с другом. Хотя близкое знакомство и не приводит их к особым взаимным симпатиям.

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека. Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Немного статистики

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40–80% страдают зависимостью.

Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности). Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

Причины

Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;
  • скрытый комплекс неполноценности, различные психологические травмы в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;
  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;
  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Психология игровой зависимости

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  1. с видом «из глаз» персонажа;
  2. с видом «извне» на своего героя;
  3. руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Читайте также:  Слоты играть казино 777

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

Симптомы игровой зависимости

Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.

Стадии игровой зависимости

Выделяют следующие 4 стадии зависимости от компьютерных игр:

  1. Начальная стадия – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции. На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
  2. Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры. На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
  3. И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.
    Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.
    • Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.
    • Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.
    • Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

    Последствия игровой зависимости:

    • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
    • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
    • последствием зависимости может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
    • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
    • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
    • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

    Возможно, вам будет интересно узнать о лечении компьютерной зависимости.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *