
Предприятия [ править | править код ]
Минский автомобильный завод [ править | править код ]
Завод был основан в 1944 году как автосборочное предприятие, на котором собирались из машинокомплектов автомобили Ford, Chevrolet, GMC, Studebaker, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР.
В 1946 году началось строительство завода с полным циклом производства. В 1992 году МАЗ начал производство по лицензии автобусов Neoplan N4014 [6] . Впоследствии заводом разработаны новые модели с широким использованием отечественных комплектующих — МАЗ-103 и другие.
Белорусский автомобильный завод [ править | править код ]

В состав холдинга входят:
- ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» (Жодино Минской области; более 12 тысяч работников) [7] ;
- ОАО «Могилёвский автомобильный завод имени С. М. Кирова» [8] ;
- СЗАО «Могилёвский вагоностроительный завод» [9] ;
- ОАО «Кузлитмаш» (Пинск Брестской области; около 700 работников) [10][11] ;
- ОАО «Слуцкий завод подъёмно-транспортного оборудования» (около 250 работников) [12] ;
- ОАО «Стародорожский механический завод» [13] .
Минский завод колёсных тягачей [ править | править код ]
Могилёвский автомобильный завод [ править | править код ]
Могилёвский автомобильный завод им. Кирова начал работу в 1935 году как авторемонтный завод. В 1939—1941 годах велось строительство авиамоторного завода, затем предприятие переоборудовано в локомобильный завод, а на выпуске строительно-дорожной техники специализируется с 1958 года. Выпускал автотягачи, самоходные скреперы, подземные самосвалы [14] .
В настоящее время завод является частью холдинга БелАЗ как отдел подземной и строительно-дорожной техники [15] [8] [16] .
Амкодор [ править | править код ]
ОАО «Амкодор» создано в 1991 году на базе минского завода «Ударник» и специализируется на выпуске дорожно-строительной и специальной техники.
Белкоммунмаш [ править | править код ]
В 1973 году в Минске был создан ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. С обретением независимости остро встала проблема обеспечения городов Белоруссии новым электрическим пассажирским транспортом (троллейбусные системы существовали в семи городах, трамвайные — в четырёх). В 1993 году Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод начал готовиться к выпуску электротранспорта. Производство троллейбусов АКСМ-100 началось в 1994 году, трамваев АКСМ-1М — в 2000 году, электробусов АКСМ-Е433 — в 2016 году [17] . Впоследствии модельный ряд значительно увеличился. В настоящее время на базе предприятия создан холдинг «Белкоммунмаш».
Опытный завод Нёман [ править | править код ]
В 1992 году в рамках программы конверсии началось производство лицензионной копии автобусов ЛиАЗ-5256 на ПРУП «Опытный завод "Неман"» (город Лида Гродненской области). Впоследствии были разработаны и запущены в серийное производство автобусы Неман-52012 и другие модели. В 2014 году завод стал филиалом МЗКТ, новое юридическое название — филиал «Автосборочный завод "Неман"» ОАО "Минский завод колесных тягачей".
Гомельский авторемонтный завод [ править | править код ]

В середине 2000-х годов Гомельский авторемонтный завод (ГАРЗ) занялся сборкой автобусов малого класса и грузовых автомобилей на шасси Isuzu. Автобусы продавались под торговой маркой «Радзіміч» (по названию славянского летописного племенного объединения IX-XII веков радимичей, населявших в том числе восток Гомельской области). Впоследствии начался выпуск пригородных автобусов. Первоначально завод закупал большую часть комплектующих у украинского ОАО «Черкасский автобус» («Богдан») и завода Isuzu, но затем приступил к постепенному замещению иностранных комплектующих. В частности, на грузовые автомобили, собираемые из комплектов Isuzu, устанавливались двигатели Минского моторного завода; для автобусов в Белоруссии изготовлялись кузовы, пневматические системы, электрика, внутренняя отделка [18] [19] . В 2006—2012 годах завод выпустил около 1600 автобусов «Радзіміч», в 2013 году освоил выпуск автобуса А432 на метане [20] . В 2014 году завод признан банкротом.
Юнисон [ править | править код ]
_%E2%80%94_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%AE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BD_(%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%2C_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C)_00003.jpg/300px-Car_factory_Unison_(Minsk_district%2C_Belarus)_%E2%80%94_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%AE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BD_(%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%2C_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C)_00003.jpg)
В середине 1990-х годов было основано совместное предприятие с компанией Ford — «Форд-Юнион» (сейчас — СП ЗАО «Юнисон»). В деревне Обчак Минского района был построен корпус для сборки автомобилей. После прекращения сотрудничества с Ford в 2000 году, предприятие занималось сборкой автомобилей Lublin [en] и Samand. В 2014 году компания подписала соглашения с General Motors и PSA Peugeot Citroën, после чего началась сборка нескольких моделей Peugeot, Citroën, Cadillac XT5, Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe [21] .
В январе 2019 года ФАС России одобрила приобретение аффилированной компанией ООО «Юнисон Авто Рус» активов «Дженерал Моторз Авто» в поселке Шушары около Санкт-Петербурга. [22]
БелДжи [ править | править код ]
В 2011 году было подписано соглашение о создании СЗАО «Белджи» с китайской компанией Geely (51% акций совместного предприятия принадлежит ОАО «БелАЗ»), в рамках которого началось строительство автосборочного завода возле автодороги P53, между городами Жодино и Борисов Минской области. Проектная мощность завода — 60 тысяч автомобилей в год. Предполагается, что в 2018 году локализация производства должна составить 52%. Завод был официально открыт в ноябре 2017 года [23] .
Автомобилестроение – один из крупных секторов белорусского машиностроительного комплекса с долей производства свыше 23% от общего объема машиностроения.
Предприятия автопрома производят грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы, мотоциклы и велосипеды, автомобильные детали и двигатели. К специфической черте белорусского автомобилестроения следует отнести высокую (более 50%) степень зависимости от поставок комплектующих в рамках производстенной кооперации с предприятиями России и Украины.
Ведущими предприятиями нашего автопрома являются МАЗ, БелАЗ и ММЗ.
Автомобильная промышленность представлена предприятиями:
Выпускающими самостоятельные марки:
МАЗ (Минский автомобильный завод) (с 1944 г.) – среднетоннажные автомобили-самосвалы и автопоезда общетранспортного назначения, автобусы городские пригородные и междугородные.
МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) – колесные тягачи, самоходные шасси для размещения ракетно-пусковых установок типа «Смерч».
БелАЗ (Белорусский автомобильный завод) в Жодино (с 1958 г.) – сверхтяжелые самосвалы для горно-добывающей промышленности, аэродромные тягачи для буксировки самолетов, машины для поливки с цистерной емкостью 35 м3.
«Белкоммунмаш» в Минске – троллейбусы и трамваи.
МоАЗ (Могилевский автомобильный завод) (с 1967 г., ныне филиал БелАЗ) – скреперы, отвесные тягачи, автопоезда-рудовозы, 23-тонные самосвалы, 8-тонные погрузчики, аэродромные тягачи, подземные автопоезда, машины для сейсморазведки, автобетономешалки, землеройные машины.
«Лидские автобусы «Неман» (ранее ОЗ «Неман») – городские и пригородные автобусы различных классов.
«Амкодор» – производство дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники и оборудования.
«Мотовело» (Минский мотовелозавод, ранее ММВЗ) (с 1947 г.) – велосипеды, мотоциклы.
ЭТОН. Производство троллейбусов МАЗ-ЭТОН Т103 и Т203.
«МАЗ-МАН» Cовместное белорусско-германское ЗАО. Минск. Производство грузовой автомобильной техники.
МТЗ (Минский тракторный завод). Под маркой "Беларус" выпускаются специальные автомобили на шасси МТЗ. Выпуск производится не на самом МТЗ, а на входящих в состав ПО МТЗ предприятиях:
Выпускающие лицензионные модели:
«БелДжи» («BelGee») – производство легковых автомобилей «Geely» (Китай).
«Юнисон». Минский р-н. Белорусско-британское ЗАО. Выпуск легковых автомобилей, автомобилей комби и фургонов.
Выпускающие спецтехнику для автомобилей:
«Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» – автофургоны, прицепы, торговые, грузовые и туристические транспортные средства (прицепы-дачи).
«Завод спецавтомобилей «Белава» в Минске (холдинг «БелГАЗавтосервис»). В 2009 году наладил производство спецавтотехники на базе автомобилей «ГАЗ» – «БЕЛАВА». Самой массовой группой спецавтотехники являются автофургоны.
«Мидивисана» ООО производство автомобилей-фургонов под торговым названием «Любава», а также производство спецтехники.
«Пожснаб» ООО – предприятие по разработке, производству, реализации, ремонту пожарной и специальной автотехники. Продукция – автомобили для пожарных и аварийно-спасательных служб различного класса на базе шасси МАЗ, КамАЗ, УралАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, МоАЗ, VW, IVECO.
«Завод Спецавтотехника Бобруйск» (марка САТ) – прицепы, полуприцепы различного типа и назначения.
Переоборудование транспорта основано на технологиях «Самотлор-НН» и лицензии «Промтех» РФ. Выпускает широкую линейку спецавтомобилей для служб скорой медицинской помощи, коммерческий транспорт.
Гродненский механический завод. Автоцистерны, полуприцепы-цистерны для нефтепродуктов, сжиженных газов, перевозки пищевых жидкостей.
«Могилевтрансмаш» (ныне филиал МАЗ) – контейнеровозы, автомобильные прицепы и полуприцепы, рефрижераторы, автомобильные краны грузоподъемностью 25 т, 30-тонные цистерны для перевозки топлива.
«Пинский завод средств малой механизации» ОАО (ОАО «СММ»). Основными видами деятельности являются: изготовление подъемно-транспортного оборудования (подъемников), погрузочно-разгрузочного оборудования (погрузчики); производство строительных, дорожных и землеройных машин и других средств механизации.
«Витстройтехмаш» ЧПТУП выпускает серию автогидроподъемников марки ВИПО (ВИтебский ПОдъемник), рассчитанных на различные автомобильные шасси.
Кохановский экскаваторный завод – экскаваторная, мелиоративная и дорожно-строительная техника (автомобильные уже сняты с производства и теперь их выпуском занимается "Святовит").
"Святовит" – телескопические экскаваторы-планировщики на базе автомобильных шасси (VOLVO, МАЗ, КамАЗ, Урал, КрАЗ); телескопические экскаваторы-планировщики на гусеничном ходу; производственные комплексы на базе установок горизонтального направленного бурения.
«Автомобильные конструкции» ООО занимается производством спецавтомобилей различного назначения на базе автомобилей ГАЗ-3221, ГАЗ-2705, ГАЗ-2752, Ситроен Джампер, Ситроен Джампи, Фольксваген Крафтер, Фольксваген Транспортер, Рено Мастер, Мерседес Спринтер, Форд Транзит и др.
«ЮниСКАФ» OOO – разработчик и производитель изотермических фургонов (мастерских, вахтовых, торговых и специальных). Основано в мае 2013 года на базе ООО «Дорэлектромаш», крупного производителя машин и оборудования для строительства и обслуживания дорог и территорий на базе тракторов «Беларус».
«Трансформавто-Плюс» ЗАО. Минск. Изготовление маршрутных автобусов, грузопассажирских автомобилей скорой медицинской помощи на базе "Пежо Боксер". Также предлагаются грузопассажирские на базе "Пежо Партнер".
«Бусстайлинг» ЧП – переоборудование микроавтобусов на базе новых Форд Транзит («Немига» и «Немига-1») и Мерседес Бенц Спринтер («Стаер»).
«Прайминвест-Авто» ЧП – переоборудование микроавтобусов "Пежо".
«Караван-Кузовная Компания» ЧП – изготовление изотермических, хлебных, промтоварных и др. фургонов.
Выпускающие комплектующие автомобилей:
Минский моторный завод (ММЗ) – дизельные двигателя для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Выпускает несколько собственных моделей автобетоносмесителей на шасси МАЗ под маркой МАБС.
«Белшина» (г. Бобруйск) – шины для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин.
«Белкард» (ранее «Автокард») Гродненский завод карданных валов.
«Автогидроусилитель» (ранее «Гидроусилитель») Борисовский завод – гидроузлы рулевого управления для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и дорожно-строительных машин.
«Борисовский завод автотракторного электрооборудования» («БАТЭ») – проектирование и производство стартеров и генераторов для двигателей грузовых и легковых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники и спецтехники, сейсморазведки, автобетономешалки, землеройные машины.
Дзержинский экспериментально-механический завод – с 2000 года был включен в ПО «БелавтоМАЗ» и освоил серийный выпуск каркасов и кузовов автобусов семейства МАЗ.
Осиповичский завод автомобильных агрегатов входит в состав холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и специализируется на выпуске деталей, узлов и комплектующих из алюминиевого литья, стеклопластика, литьевой пластмассы, пенополиуретана, дициклопентадиеновых смол. Запчасти для МАЗ, МТЗ, МЗКТ, запчасти БелАЗ, Гомсельмаш, Белкоммунмаш и другие.
Каталог всех производителей техники и коммерческого транспорта в РБ: цены и характеристики, обзоры с фото и отзывы.
Автомобильная промышленность в Республике Беларусь находится на достаточно высоком уровне развития, однако касается это преимущественно коммерческого транспорта – местные производители выпускают грузовые автомобили различной размерности, автобусы, троллейбусы, карьерную, сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику и многое другое… В целом белорусская продукция отличается простой и надежной конструкцией, доступной стоимостью и хорошей приспособленностью к тяжелым условиям эксплуатации…
Во времена СССР республика Белоруссия была третьей по объему производства коммерческого транспорта и техники… Первый серийный грузовик вышел в 1947 году – им стал самосвал МАЗ-205, созданный на базе ЯАЗ-205… Ну а первый белорусский трактор (МТЗ-2) был представлен немного позднее – в 1954-м…
В данной рубрике представлен перечень белорусских производителей (марок) коммерческого транспорта (грузовые автомобили, автобусы и т.п.) и техники специального назначения (включая новинки 2019-2020 года). Указаны основные технические параметры и характеристики всех рассматриваемых машин и цены на новые (для рынка РФ). В обзорах так же представлена информация о эксплуатационных качествах белорусской техники, фотографии и отзывы владельцев.