Прерыватель тяги газового котла

Что такое стабилизатор тяги

Стабилизатором принято считать специальный механизм, предназначенный для автоматической подачи вторичного воздуха в дымоход равными дозами, тем самым обеспечивая бесперебойную и оптимальную тягу, необходимую для нормального функционирования печного устройства. Предохранительная заслонка в стабилизаторе не допускает переизбытка давления, регулирует и держит его в норме.

Приборы, выполненные из нержавейки, универсальны, способствуют бесперебойной работе любого теплогенерирующего устройства, в частности, конденсационного типа. Их легко монтировать, они не нуждаются в наличии большой площади, к тому же будут исправно функционировать до 500 градусов.

Для чего предназначен стабилизатор

Полноценная работа дымохода и качественная тяга напрямую зависят от погодных условий и времени года. Например, при резких перепадах температуры зимой и в ветреную погоду в дымоходе тяга воздуха существенно повышается. При этом для поддержания нормальной температуры в помещении требуется расходовать больше топлива, что ведет к снижению эффективности работы всей дымоотводной системы. В этом случае отличным помощником станет стабилизатор – регулятор тяги в дымовой трубе, способный поддерживать оптимальные величины, не допуская их повышения. Соответственно, отопительное устройство будет функционировать более эффективно и слаженно.

Кроме погодных условий, на качество тяги оказывает большое влияние атмосферное давление, которое в свою очередь может резко меняться в зависимости от погодных условий, времени суток, года, местоположения дома. Давление существенно снижается в сырую пасмурную погоду, что часто происходит в марте-апреле, стабилизируется ближе к осени, держится в пределах нормы в ясные прохладные дни. Тем не менее разница при перепадах атмосферного давления может доходить до 90 Па, что влияет на исправность дымовой трубы. Потому без качественного регулятора в этом случае не обойтись.

Принцип работы стабилизатора

Если сила тяги в системе начинает превышать свои оптимальные значения, то в регуляторе открывается клапан, который понижает давление и термическую силу подъема благодаря воздуху, поступающему из помещения и смешивающемуся с дымовыми газами. Клапан будет оставаться открытым до тех пор, пока температура не спадет и не достигнет оптимальной отметки. Далее, клапан автоматически закроется, дымоходная система продолжит свое исправное функционирование.

Подобный способ поддержания тяги в норме отличается простотой и эффективностью. Топливо в печи или котле будет сжигаться равномерно, а расходоваться экономно.

Монтаж стабилизатора тяги дымовой трубы дает следующие преимущества:

  • повышение безопасности эксплуатации системы дымохода;
  • снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
  • лучшая циркуляция воздушных потоков при содержании клапана в приоткрытом состоянии;
  • возможность функционирования как на принудительной, так и естественной тяге;
  • равномерное сгорание топлива в котле, что делает невозможным перегрев дымохода;
  • защита от сильных порывов ветра;
  • отсутствие в помещении запаха гари;
  • увеличение срока службы канала для вывода дыма;
  • предотвращение потери тепла;
  • возможность установки в современных низкотемпературных котлах;
  • обеспечение экономии топлива на 15-20%.

Как сделать регулятор тяги своими руками

Чтобы изготовить стабилизатор тяги дымохода самостоятельно, в первую очередь нужно позаботиться о наличии необходимых материалов и инструментов, а именно:

  • баллона с газообразным содержимым в виде сжатого аргона;
  • шлифовальных дисков из нержавейки по типу лепестков;
  • листа нержавеющей стали толщиной 1-1,2 мм (подойдет марка AISI 321 или 304);
  • сварочного полуавтомата в среде аргона;
  • прута для оси диаметром 8-10 мм;
  • винтиков, шайб, гаек нужного размера.

Для изготовления стабилизатора тяги подойдет только нержавеющая сталь. Материал с цинковым покрытием непригоден для производства этого устройства. Чтобы стабилизатор можно было использовать как для регулирования, так и для прерывания тяги, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Сверните трубу для получения ее в длину 280-300 мм.
  2. Приварите стык внахлест до 10 мм, при этом внутренний диаметр должен равняться 115 мм.
  3. Зачистите швы с обеих сторон металлопрокатного изделия.
  4. Выполните вырез на клапане, который будет равен 15% площади сечения трубы.
  5. Установите винтовой фиксатор внутрь заслонки с осью так, чтобы можно было сделать поворот трубы до 150 мм.
  6. Чтобы клапан легко поворачивался, оснастите его рукояткой.
  7. Прокатайте бортик посередине длинного полого изделия, не доходя до его верха и низа на 25 см. К нему будет прилегать соседняя труба.

Возможные проблемы при монтаже и способы их устранения

  1. Труба расположена не по вертикали. Отклонения допустимы до 10 см на 1 м изделия. В идеале уклон не должен превышать 1 см на 1 м металлопрокатного элемента.
  2. Труба не входит в дымовой канал из-за зазоров. Все промежутки нужно заделать глиняно-песчаным раствором либо герметиком, способным выдержать нагрев трубы до 1000 градусов. Для заполнения имеющихся неплотных участков можно использовать размоченный асбест, термостойкий герметик или асбестовый шнур.
Читайте также:  Плита псб с 40 технические характеристики

Стабилизаторы в готовом виде

Хорошо зарекомендовали себя следующие регуляторы тяги дымохода польских производителей:

  1. RCO. Модели этой серии крепятся за счет обжимных хомутов к краю круглой трубы. Поскольку современные дымовые каналы обычно выпускаются именно с круглой формой металлопрокатного изделия, подобные регуляторы наиболее распространены среди пользователей. К тому же установить это устройство не составит никакого труда.
  2. RCR. Стабилизатор тяги накладывается на дымовую трубу и закрепляется регулируемыми хомутами со способностью регуляции в промежутке 120-200 мм, монтируется на выходе котла. В условиях российского климата такие устройства подойдут для труб, выполненных из асбеста, керамики, стали. Дымовые каналы с регулятором тяги в диапазоне 10-35 Па нельзя назвать качественными, но при необходимости установить их, конечно, можно.
  3. RCP. Монтаж стабилизатора тяги с диапазоном 10-35 Па заключается в наложении и фиксировании устройства к плоской поверхности. Для крепления прибор оснащен потайными отверстиями в каждом углу. Возможна установка в кирпичных либо с прямоугольным сечением дымоходах.
  4. RCW. Приборы с диапазоном регуляции тяги 10-32 Па предназначены для использования в каналах котлов, печей, каминов. Корпус выполнен из нержавеющей стали, что дает возможность закрепить устройство путем посадки на клей или специальный раствор. Второй вариант фиксации – на вентиляционную решетку с помощью разжимных пружин.

Котел, печь либо другое отопительное оборудование не станет выполнять возложенные на него функции, в полной мере, если не провести настройку оборудования. Стабилизатор тяги дымохода, он же регулятор, с его помощью можно формировать тягу, делать её устойчивой, а главное постоянной. Без хорошей настройки этой системы, скорей всего вы впервые же дни столкнетесь с той проблемой, что ваша печь будет либо плохо гореть, либо и вовсе станет затухать. Только с учетом правильной настройки системы, можно добиться хорошего КПД на постоянной основе.

Что такое стабилизатор тяги дымохода?

Под данным наименованием принято понимать специальный прибор, механизм, который подает воздух в равных долях. Тем самым обеспечивается надежное и стабильное дымоотделение. Специальная заслонка попросту не допустит избытка давления в дымоходе. Регуляторы изготовлены из «нержавейки», поэтому приходится говорить о надежности и износостойкости данных приспособлений. Их можно без особых навыков и труда смонтировать, но учитывайте, что они готовы нормально функционировать только до температуры 500 градусов. В последующем, регулировка тяги в дымоходе будет выполняться с задержками и провалами.

Принцип работы

Особенность работы стабилизатора тяги дымохода легко объяснить простыми словами. Допустим, сила или уровень превышает допустимые значения, то стабилизатор в автоматическом режиме начинает поворачивать клапан, тем самым понижая уровень давления. В таком случае, проникающий воздух, смешивается с газами. Регулятор будет держать стопор ограничителя в таком положение, пока температура не перейдет в нормированное значение. В последующем в автоматическом режиме закроется в трубе тягопрерывателем, и система начнет свое прежнее функционирование.

Преимущества

Стабилизатор тяги дымохода способствует поддержанию тяги, топливо в таком случае сжигается последовательно и расходуется, отчего намного экономней. Установка подобного механизма обеспечивает целый ряд положительных сторон для функционирования котла:

  • Работа котла, всей дымоходной системы будет безопасней.
  • Канал проработает намного дольше.
  • Значительно уменьшается количество вредных выбросов.
  • При полуоткрытом клапане, происходит оптимальная циркуляция воздуха в системе.
  • Стабилизатор будет работать в любом случае, независимо от того, по какой структуре идет формирование тяги.
  • Топливо сгорает равномерно.
  • Исключается перепад давления, тяги во время сильных ветров.
  • Помещение изолировано от отработанных газов.
  • Отсутствуют излишние потери тепла.
  • Возможность установки в разного рода котлах, в том числе современного низкотемпературного режима.

Расположение регулятора

Регулятор тяги дымохода должен располагаться обязательно в том помещении, где находится его источник тепла. Расположение непосредственно на самой трубе может быть двух типов:

  1. Монтаж на расстоянии примерно 600 мм. от конечной точки стыковки канала дымохода и топки или печи котла.
  2. Второй способ монтажа включает размещение непосредственно вровень с печкой, расстояние должно быть не менее 400 мм. от основы котла. Говоря простым языком, в таком случае, стабилизатор устанавливается непосредственно на первом отрезке трубы в котельной газового котла.

Для правильного, а главное безопасного регулирования обязательно нужно заполнять все пустоты и проемы термостойким герметиком. Кстати, использовать допускается асбестоцемент, который обязательно перед работой размачивается водой.

Как собрать самому?

Стабилизатор тяги дымохода собрать своими руками реально и вполне под силу, даже обычному человеку, мало знакомому с вопросами ремонта и конструирования. Главное знать некоторые особенности и иметь в наличии определенный инструмент, который значительно облегчит вам учесть при работе и позволит создать механизм ничем не уступающим заводским аналогам, а возможно даже лучше.

Читайте также:  Обогрев воронок на кровле схема подключения кабелей

Итак, перечень инструментов:

  • Баллон с газом, по примеру сжатого аргона.
  • Листы «нержавейки» напоминающие «лепестки», либо обычные кругляки.
  • Отдельный лист «нержавейки», с толщиной не мене 1,2 мм.
  • Сварочный аппарат.
  • Арматура либо прут, диаметр не менее 8-10 мм.
  • Болты, шайбы, гайки, заклепки.
  • Такие инструменты, как ключи, отвертки, ножницы по металлу, молоток и тому подобное.

Учитывайте тот факт, что для изготовления собственноручно стабилизатора, подойдет только «нержавейка». Цинковое покрытие попросту не пригодно в таком случае. Чтобы стабилизатор имел универсальное значение, то есть обладал возможность регулировать и перекрывать дымоход, нужно сделать следующие действия:

  • Скрутите трубу, размеры в пределах 300 мм.
  • Приварите её стыковым образом, внахлест должен быть порядка 10 мм. Обратите внимание, что внутренний диаметр не должен быть менее 115 мм.
  • Зашкурите швы обеих сторон.
  • Прикрутите винтовой фиксатор, который будет отвечать за поворот «лепестка на 180 градусов.
  • Для проворачивания клапана, установите для удобства дополнительную рукоять.
  • Сделайте бортик.

Устройство готово к установке.

Особенности монтажа

Монтируется стабилизатор тяги дымохода достаточно просто, для этого вам понадобиться сделать специальные «лапы» и дно, куда опирается сам стабилизатор дымохода. Для подробного изучения, советуем ознакомиться с картинками или схемой. Схемы и чертежи установки стабилизатора обладают полной информацией о том, как правильно закрепить и где именно его установить.

Также учитывайте, что зачастую помимо самого регулятора в комплекте идет датчик стабилизатора. С ним проблем также не возникнет, он крепится к дымоходу специальными креплениями, идущими в комплекте, при помощи болтов, редко заклепками.

Из данной статьи вы узнаете, какие проблемы могут возникать в автоматике газовых котлов, почему не получается разжечь запальник, из-за чего котёл может без причины отключаться, а главное, разберёмся, какие действия необходимо предпринять для диагностики и устранения данной неисправности.

Владельцам энергонезависимых газовых котлов наверняка знакома ситуация, когда по какой-то причине не удаётся разжечь котёл, или же на розжиг тратится много времени. В данном случае проблема кроется в автоматике котла.

На сегодняшний день в отечественном и импортном газовом оборудовании наиболее часто применяется газовый клапан EUROSIT 630. Именно он выполняет функции поддержания заданной температуры теплоносителя и в случае аварийной ситуации осуществляет полное перекрытие подачи газа к горелкам. Дальнейший запуск котлов с такой автоматикой возможен только вручную. Однако не всегда причиной аварийного отключения котла является реальная авария.

Попробуем разобраться в этом на примере котла «Житомир-3». Из автоматики в нём предусмотрена защита от пропадания пламени на запальнике и нарушения тяги.

Примечание: Все газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Поэтому данная статья предоставляется исключительно в ознакомительных целях. Также данная статья поможет проконтролировать работу мастера и, возможно, избавит вас от необходимости приобретения ненужных запчастей.

Определимся, что мы будем называть розжигом запальника. Ручка управления клапана EUROSIT 630 позволяет переводить котел в три основных режима:

  • отключён;
  • зажигание;
  • регулировка температуры (1–7).

Для розжига пилотной горелки (запальника) необходимо перевести ручку управления в положение «зажигание» (искра), нажать на неё и при помощи кнопки пьезорозжига разжечь пилотную горелку. Далее ручка удерживается в течение нескольких секунд (не более 30) и отпускается. Запальник должен продолжать гореть. Это мы и будем называть розжигом запальника. Если запальник погас — необходимо повторить процедуру ещё несколько раз. Если это не помогло — необходимо искать неисправность.

В момент розжига запальника пламя нагревает термопару, которая в свою очередь вырабатывает ЭДС (примерно 25 мВ для исправных термопар SIT), которая поступает через цепь датчика (датчиков) автоматики к электромагнитному клапану.

Нажимая на ручку газового клапана, мы вручную открываем электромагнитный клапан, подавая газ на запальник, который, в случае правильной работы оборудования, удерживается вырабатываемой термопарой ЭДС и остаётся в открытом положении после отпускания ручки. Сама термопара выполняет функцию защиты от пропадания пламени на запальнике. Датчики, находящиеся в цепи, являются нормально-замкнутыми и при срабатывании размыкают свои контакты, обеспечивая полное отключение котла.

Подготовка к работе

Для проведения работ по определению и устранению проблем с розжигом запальника нам понадобится следующий инструмент:

  • рожковые ключи № 9, 10, 12;
  • плоскогубцы;
  • мультиметр;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • спирт.

Приступаем к работе

Для определения причины возникновения неисправности проверим цепь термопары — электромагнитный клапан. Для начала проверяем датчик тяги. В данном котле он расположен на газоходе. Для этого снимаем две клеммы с датчика.

Замыкаем две клеммы между собой, они должны соединиться плотно (для этого можно их немного поджать плоскогубцами).

Пробуем произвести розжиг запальника. В случае если это удалось сделать, причина неисправности в датчике тяги. Однако не спешите его менять. Для начала проверим его.

Читайте также:  Можно ли приклеить пенопласт на обои

Примечание: в данной работы мы демонтируем датчик для того, чтобы показать особенности его установки на котле и маркировку. Для проверки это делать не обязательно.

Откручиваем два винта крепления датчика тяги к газоходу котла.

Обратите внимание, что датчик не крепится вплотную к корпусу газохода, а установлен на паронитовых прокладках. Это необходимо для того, чтобы уменьшить нагрев датчика через его контакт с корпусом, а также чтобы обеспечить зазор между отверстием в газоходе и плоскостью датчика.

Осматриваем датчик. Его контакты должны крепко держаться на корпусе. На них не должно быть окисления. Номинал датчика (температура, при котором контакт датчика разомкнется) в данном случае 75 °С (обозначение на корпусе L75C).

Проверяем датчик тяги тестером, измеряя его сопротивление. Оно должно быть минимальным (равным сопротивлению щупов) — 1–2 Ом. В случае если датчик не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания).

Если датчик удалось прозвонить, протираем спиртом контакты датчика и клеммы цепи, поджимаем их плоскогубцами и просушиваем. Монтируем датчик на место и подключаем его. Пробуем произвести розжиг.

Если розжиг удалось произвести, причина неисправности найдена и устранена.

Обязательно после розжига основной горелки нужно проверить тягу. Для этого можно поднести руку к месту, где установлен датчик тяги. Из этого отверстия не должно идти тепло. Если это происходит — необходимо устранять причину, вызывающую недостаточную тягу. Датчик в таком случае срабатывает правильно.

Внимание! Эксплуатировать котел с неисправным дымоходом категорически запрещено!

Если розжиг произвести не удалось, идём дальше по цепи. Контакты от датчика тяги идут к тягопрерывателю (прерывателю термопары).

Снимаем клеммы с контактов тягопрерывателя и измеряем сопротивление цепи. Оно должно быть не более 3 Ом.

Если это условие соблюдается, производим следующие действия. Ключом № 9 откручиваем гайку крепления термопары к тягопрерывателю. Ключом № 12 откручиваем на пол оборота тягопрерыватель, который состоит из двух деталей: латунной гильзы и пластиковой вставки.

Вынимаем пластиковую вставку с контактами и откручиваем деталь полностью.

Проверяем термопару. Присоединяем её напрямую к электромагнитному клапану (место, где был установлен тягопрерыватель). Фиксируем её ключом № 9.

Производим розжиг запальника. Если его не удалось произвести — причина неисправности, скорее всего, в термопаре. Электромагнитный клапан выходит из строя крайне редко.

Осмотрим термопару. В некоторых случаях термопара поддаётся ремонту. Случается, что контакт термопары отпадает. Это не повод для замены, достаточно пропаять его.

Важно, чтобы диэлектрическая прокладка была цела.

Проследите, чтобы термопара правильно была установлена в пламени запальника. В пламя должен быть погружен кончик термопары.

Для настройки положения термопары относительно пламени запальника необходимо отпустить ключом № 10 гайку крепления термопары к пилотной горелке. Передвигая термопару, необходимо установить её в правильное положение и зафиксировать ключом № 10.

Для вынесения окончательного вердикта о замене, можно измерить ЭДС, вырабатываемую термопарой. Для этого необходимо произвести розжиг запальника, и, удерживая ручку клапана нажатой, замерить ЭДС между контактом термопары и её корпусом. Оптимальная величина должна быть не менее 18 мВ. Если термопара исправна — очистим спиртом детали тягопрерывателя, а также протрём контакт термопары. Особенно если её пришлось пропаять.

Собираем тягопрерыватель в обратной последовательности, подключаем к нему термопару. Сильно обжимать детали не следует. Усилия должно хватить для обеспечения надёжного контакта. Обжимаем клеммы плоскогубцами и, протерев их спиртом, пробуем произвести розжиг.

Выполнение всех вышеперечисленных операций наверняка поможет вам устранить неисправности с вашим котлом.

Ещё одной причиной проблем с розжигом может быть недостаточное давление газа на запальнике. Это происходит из-за засорения форсунки. Для её прочистки необходимо ключом № 10 отпустить гайку крепления медной трубки запальника и извлечь жиклёр.

Совет: можно легонько обстучать запальник, чтобы было легче извлечь жиклёр.

Прочищаем отверстие жиклёра жилой медного провода. Нарушение размера отверстия не допускается!

В моменты наиболее интенсивного потребления газа давление в центральной магистральной трубе может падать. Соответственно, давление газа на запальнике тоже может снизиться. Для этого может понадобиться подстройка давления газа на запальнике. Откручиваем винт крепления декоративной накладки и снимаем её.

Настройка осуществляется вращением винта на клапане. При повороте его против часовой стрелки давление газа на запальнике увеличивается.

Данные советы помогут вам разобраться с проблемами розжига вашего котла. На практике наиболее распространёнными являются именно проблемы с контактами, а не с датчиками. Потому, если с каждым разом при розжиге запальника приходится держать ручку клапана все дольше и дольше, советуем просто почистить контакты и поджать клеммы автоматики. Для того чтобы избежать действительных проблем со срабатыванием автоматики, рекомендуем вовремя проводить чистку котла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *