Как удалить воздух из насоса системы отопления

Воздушная пробка в системе отопления дома: как ее удалить?

Появление воздуха внутри отопительной системы приводит к возникновению воздушной пробки, которая не позволяет нормально функционировать батареям. С такой проблемой, практически ежегодно, сталкиваются жители, как частного владения, так и многоквартирного дома.

Недогрев радиаторов из-за воздушной пробки

Как правило, воздушная пробка образуется в начале отопительного сезона, о чем может свидетельствовать появление сторонних шумов в системе отопления и неполный или совсем отсутствующий прогрев батарей.

Удаление воздуха из системы отопления можно провести несколькими способами, но для того, чтобы не заниматься этим постоянно, следует выяснить причину его появления внутри системы.

1 Причины завоздушивания

С наступлением холодов, происходит подготовка к отопительному сезону. С началом подачи тепла может оказаться, что оно не доходит до пользователя, или если и попадает к нему, то частично.

Способы удаления воздуха из системы отопления

Явление, когда нижняя часть батареи теплая, а верхняя абсолютно холодная, знакомо многим.

Это может произойти по нескольким причинам:

  • были проведены ремонтные работы, во время которых попадание воздуха в отключенную систему отопления просто неизбежно, после чего образовалась пробка;
  • монтаж труб отопления выполнен без необходимого наклона;
  • недостаточное давление в системе, что приводит к понижению общего уровня теплоносителя и вследствие этого образованию воздушной пробки;
  • проявление эффекта эмульсии — когда теплоноситель вначале своего пути к батарее насыщен пузырьками воздуха, а затем происходит его освобождение;
  • неправильное (быстрое) заполнение системы теплоносителем, он должен подаваться медленно с одновременным выпуском, скопившегося за время летнего простоя, воздуха;
  • разгерметизация системы на сварочных стыках или фитингах. Протечки в этом случае практически не заметны, так как происходит быстрое испарение жидкости, но для попадания внутрь воздуха достаточно и микротрещины, которую практически невозможно определить визуально;
  • неисправность устройств, через которые происходит забор (выведение) воздуха;
  • подключение к общей отопительной системе обогревание полов, трубы которого проложены на неприемлемом уровне.

1.1 Способы развоздушивания

Для того чтобы избавиться от лишнего воздуха в отопительной системе и нормализовать обогрев дома, следует сначала убрать причину его появления, а затем приступать к развоздушиванию.

Устройство автоматического крана Маевского

В зависимости от того, кокой тип циркуляции теплоносителя (естественный или принудительный) задействован, можно выбрать один из предлагаемых методов.

1.2 Система с естественной циркуляцией теплоносителя

Такая система типична для частного одноэтажного дома с небольшой обогреваемой площадью. Так как для нее используется верхняя разводка подающих тепло труб, то воздух из нее можно убрать при помощи расширительного бака.

Он должен находиться значительно выше всех других элементов отопительной системы и тогда воздух самостоятельно будет стремиться в него попасть.

При нижней разводке труб в отоплении частного дома, следует воспользоваться такими же способами, как и для развоздушивания отопительной системы с принудительной циркуляцией.

1.3 Система с принудительной циркуляцией теплоносителя

Выгнать воздух из такой системы легко удается при помощи заранее установленного воздухосборника, который должен располагаться в наивысшей точке. Для того чтобы процесс происходил самостоятельно, трубы должны иметь наклон в противоположную сторону от места его расположения.

За счет выталкивающей силы жидкости воздух будет продвигаться в нужном направлении, и отопление дома придет в порядок без стороннего вмешательства. Достаточно будет повернуть краник на воздухосборнике, чтобы выгнать его совсем.

Ручной кран Маевского на радиаторе

При любых вариантах, обратный трубопровод следует прокладывать с наклоном по направлению слива теплоносителя. Это необходимо для того, чтобы в случае ремонта системы можно было полностью освободить ее от жидкости.

Ручной воздухоотводчик (кран Маевского) имеет небольшие размеры и его устанавливают в торце отопительной батареи. За счет небольших размеров, такое устройство можно применять только локально — один кран на одну батарею. При этом, в применении он очень прост, и его регулировка может проводиться как при помощи ключа или отвертки или просто руками.

Грязь скопившаяся в радиаторе, также может стать причиной пробки и непроходимости теплоносителя

Автоматический воздухоотводчик работает без стороннего вмешательства. Он может быть установлен как вертикально, так и горизонтально на подводящих и отводящих тепло трубах. Имея высокую чувствительность к загрязненным теплоносителям его лучше всего устанавливать вместе с фильтром, так как в противном случае можно получить в системе не воздушную, а грязевую пробку.

Установка такого устройства позволяет полностью выгнать воздух из системы в случае многоступенчатой установки, когда у каждой группы отопления разного уровня есть свой выход для воздуха.

Для любых видов воздухоотводчиков очень важно чтобы в системе не происходило падание давления, и не было нарушений герметичности. Кроме того, правильный монтаж и присутствие нужного наклона труб, значительно облегчит работу этих устройств.

2 Способ определения воздушной пробки

Достаточно примитивен, но вполне эффективен. Воздушную пробку можно обнаружить методом простого простукивания молотком по различным участкам батареи. Там где она есть, звук от металла будет значительно громче и звонче, что укажет на присутствие воздушных пустот, которые необходимо выгнать.

Не менее результативным оказывается обычное ощупывание. Если труба подводящая тепло нагрета, а батарея остается полностью или частично холодной то, скорее всего, она завоздушена. Правда, в этом случае может быть еще одна причина, не относящаяся к наличию воздуха в системе — проток теплоносителя перекрывается скопившимся в одном месте мусором или ржавчиной.

2.1 Совет специалиста

Если система отопления в вашем доме является централизованной, то самостоятельные действия можно проводить только при наличии заранее установленных кранов Маевского или подобных устройств.

Узел с воздуховыпускным клапаном, установленный в самой верхней точке системы отопления частного дома

Но так как в большинство квартир такие дополнительные устройства изначально не были установлены, то всю работу необходимо доверить профессионалам, вызвав слесаря сантехника.

Известны случаи, когда настоящий мастер легкими ударами молотка по трубам и батареям выгонял образовавшийся воздушный пузырь.

Когда имеются проблемы в частном доме можно поступить по следующей схеме:

  • определить место образования воздушной пробки (по шуму, холодному участку, на звук);
  • открыть близлежащий к этому месту клапан или кран (с соответствующими мерами предосторожности);
  • включить подпитку системы теплоносителем и выпустить воздух (жидкость его вытеснит при увеличении своего общего объема).

Как убрать воздушную пробку из системы отопления: обзор устройств и специфика их применения

Ухудшение работы отопления может быть обусловлено несколькими факторами. Одним из них является завоздушенность — появление пустот внутри труб и радиаторов. При этом затрудняется циркуляция теплоносителя, существенно снижается КПД и возрастает риск поломок. Как убрать воздушную пробку из системы отопления собственными силами? Для этого нужно узнать основные факторы появления подобного дефекта.

Причины возникновения воздушных пробок

Сформировавшаяся воздушная пробка в батарее отопления может возникнуть по ряду причин. Основной из них является утечка теплоносителя. Даже небольшое уменьшение объема воды в системе влечет за собой образование воздушных прослоек в трубах и радиаторах.

Кроме этого, не нужно забывать, что вода характеризуется степенью насыщения кислородом. Во время нагрева происходит не только расширение, но и выделение пара. Он может концентрироваться в верхних точках магистрали. Чаще всего воздушная пробка в радиаторе отопления формируется именно из-за этого. После остывания теплоносителя его объем уменьшается, образовавшееся пространство занимает воздух. Во время эксплуатации системы во избежание появления этих явлений нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Соблюдение уровня расположения труб и отопительных приборов. Даже небольшой перекос батареи поставит перед собственником вопрос — как выгнать воздушную пробку из системы отопления;
  • Использование элементов системы, материал изготовления которых не пропускает молекулы кислорода. Наиболее распространенной ошибкой является монтаж труб из сшитого полиэтилена без защитной оболочки;
  • Соблюдение режимов работы отопления. Это относится как к температурному графику функционирования, так и к давлению. Для этого следует монтировать на ответственных участках магистрали манометры и термометры;
  • Для закрытых систем рекомендуется монтаж автоматической подпитки теплоносителем. В случае убывания даже небольшого количества воды вследствие протечки или испарения этот механизм добавит нужный объем теплоносителя автоматически.
Читайте также:  Сварка оцинкованных труб сп

Но как пробить пробку в отоплении если она уже сформировалась? Сначала нужно найти. Явным признаком ее появления будет резкое снижение температуры в определенном месте трубопровода или радиатора. Также появятся характерные звуки — бульканье и перетекание жидкости. Несильное постукивание поможет найти точное месторасположение дефекта. В этом месте металл будет создавать чуть более высокие звуки, чем при полном заполнении водой.

Если нужно избежать ситуации, при которой удаление образовавшейся воздушной пробки из труб отопления окажется затруднительным — рекомендуется после котла установить сепаратор. Это устройство уменьшает содержание газа в воде.

Методы устранения воздушных пробок

Перед тем как убрать воздушную пробку в отоплении нужно выяснить ее свойства. Главным из них является плотность, которая всегда будет ниже, чем такой же показатель воды. Соответственно жидкость будет вытеснять воздух вверх и по направлению циркуляции.

Следовательно, для удаления завоздушенности нужно обеспечить выход пара. Для этого следует установить специальные устройства — воздухоотводчики и краны Маевского. Они работают по принципу обратного клапана. При превышении определенного показателя давления, на седло клапана воздействует пар. Шток приходит в движение, высвобождая воздух из радиатора или трубы. После нормализации давления под действием пружины шток занимает старое положение.

Воздушная пробка чугунной или алюминиевой батареи отопления может привести к повреждению корпуса. Поэтому при возникновении такой ситуации нужно незамедлительно решить проблему.

Кран Маевского

Он предназначен для устранения воздушной пробки в батарее отопления. Несмотря на небольшой размер, кран Маевского способствует эффективному удалению скопившегося пара не только в радиаторах, но и в трубах.

Конструктивно он представляет собой игольчатый клапан, заключенный в металлическом корпусе. Как удалить воздушную пробку из системы отопления с его помощью? Сначала нужно определиться с моделью устройства.

После установки в верхний патрубок радиатора выпуск воздуха осуществляется после поворота накидной гайки на кране. Удаление воздушной пробки из системы отопления с помощью ручного крана Маевского выполняется по следующей схеме:

  • Заполнение системы теплоносителем. Краны на радиаторах при этом находятся в закрытом состоянии;
  • По достижении максимального уровня подача воды прекращается;
  • Установив в устройствах требуемый зазор игольчатого ограничителя, открываются краны;
  • Одновременно с этим возобновляется подача теплоносителя.

Вода добавляется в систему до тех пор, пока из всех кранов Маевского не начинает идти жидкость. Обязательно проверяется отсутствие воздушной струи. Такой метод эффективен для удаления воздушной пробки в радиаторах отопления при первом запуске системы, перед сезоном или при появлении завоздушенности во время эксплуатации.

Ручные модели эффективно устранят воздушную пробку в радиаторе как для автономного, так и для центрального отопления. Главное, – правильно подобрать монтажную резьбу. В большинстве случаев она равна 1/2”, но есть модели и с нестандартным размером 3/4”.

В отличие от вышеописанной модели в их конструкции на торец игольчатого клапана устанавливается седло с определенной площадью поверхности. В сочетании с обратной пружиной, степень прижатия которой определяет критическое значение давления, при котором кран открывается. Подробное устройство предназначено для автоматического пробития пробки в отоплении при превышении критического значения температуры и как следствие — давления.

Однако, перед монтажом следует ознакомиться со спецификой работы этой модели:

  • Для предотвращения попадания воды на пол в конструкции должен быть предусмотрен патрубок для слива избыточного количества воды в канализацию;
  • При долгом застое седло клапана может покрыться известковым налетом, который затруднит его открытие. Поэтому рекомендуют 1 раз в 2-3 месяца открывать кран вручную. Этапы процедуры нужно сделать перед первым запуском отопления;
  • Устанавливаемое максимальное давление открытия не должно превышать критическое всей системы. Для того чтобы убрать воздушную пробку из отопления в автоматическом режиме значение давления на кране должно быть меньше максимального на 5-10%.

Что лучше установить: автоматический или ручной кран Маевского? Если работа системы не предусматривает резких скачков давления — на радиаторы можно поставить ручные модели. Для автономного отопления отдают предпочтение автоматическим.

Лучше всего выбирать модели, изготовленные из латуни. Во время выгона воздушной пробки из отопления они могут выдержать не только критическое значение давления, но и температуры. Стальной корпус подвержен разрушению и ржавлению.

Воздухоотводчик отопления

Но помимо радиаторов нередко возникают ситуации, когда требуется выгнать воздушную пробку из системы отопления в трубах. Для этого на определенных участках магистрали необходимо установить воздухоотводчики. Их конструкция во многом схожа с описанными автоматическими кранами Маевского. Однако есть существенные отличия — они рассчитаны на наибольший объем выпускаемого воздуха и устанавливаются не горизонтально, а вертикально.

Для того чтобы удалить образовавшуюся воздушную пробку из системы отопления сначала нужно установить воздухоотводчики в правильных местах:

  • В самой высокой точке магистрали. Для открытой системы это возможно только в том случае, если установлен герметичный расширительный бак на обратной трубе;
  • В коллекторном отоплении — на каждой гребенке;
  • Для тройниковой разводки — перед каждым узлом разветвления магистрали.

После установки необходимо правильно выставить значение давления, при котором воздухоотводчик сработает. Для удаления воздушной пробки из системы отопления в трубы нагнетают теплоноситель до того момента, пока не сработает воздухоотводчик на обратной магистрали.

Убирая воздушную пробку в автономном отоплении, нужно снизить температуру теплоносителя до минимума. Это приведет к уменьшению объема воды и будет способствовать более эффективному устранению неполадки.

В сочетании с функциональными качествами кранов Маевского это дает возможность эффективно пробить любую пробку в отоплении. Важно, чтобы параметры срабатывания устройств не превышали критическое значение давления. В противном случае безопасность системы может быть под угрозой.

При пуске новой системы отопления, при замене теплоносителя и в некоторых других случаях, в трубах и радиаторах скапливается воздух. Эти воздушные пробки мешают движению теплоносителя, являются причиной шума и других неприятных явления. Как спустить воздух с системы отопления и будем обсуждать ниже.

Чем грозит завоздушивание системы отопления

Наибольшая опасность, которую создает воздух в системе отопления — пробки, которые мешают движению теплоносителя. Например, в ситуации, когда батареи в одной комнате теплые, а в другой — холодные, скорее всего, виновата именно воздушная пробка. Находящийся в теплоносителе газ скапливается в каком-то месте, блокирует или ухудшает циркуляцию.

Так образуются воздушные пробки и блокируется поток теплоносителя. Это как раз место для установки устройства для отведения воздуха

Вторая неприятность, которую приносит завоздушивание системы отопления — шум. Радиаторы, трубы, насос начинают шуметь, булькать, свистеть. Днем подобный шум может и незаметен, а вот ночью, очень часто мешает спать.

Еще это грозит активизацией окислительных реакций, других химических процессов. В результате этих реакций образуется ржавчина, стенки обрастают солями и другими отложениями. Все это ухудшает циркуляцию. Порой настолько, что отопление становится неэффективным.

Как воздух попадает в систему отопления

Воздух в систему отопления попадает различными путями. Все возможные вам никто не подскажет, но есть наиболее распространенные варианты:

  • при заполнении и подпитке (растворенный в воде кислород);
  • при негерметичности системы (негерметичность — это не всегда «капает», бывают микротрещины, из которых вода не сочится, а воздух подсасывается). Чаще всего причиной подобного «подсоса» становятся мелкие трещины или течи, которые находятся на стороне «всасывания» насосов, то есть с той стороны, откуда они «гонят» теплоноситель;

Спускать воздух можно в насосе, в группе безопасности также стоит автоматический спускник воздуха

Это только наиболее часто встречающиеся источники появления воздуха в системе отопления. Если говорить об открытой системе, то в ней это вообще обычное явление. Вода в открытом бачке контактирует с воздухом, естественно, часть его может попасть в систему. А еще могут быть не совсем обычные причины. Например, засорился фильтр, установленный перед циркуляционным насосом. Из-за того, что насосу не хватает жидкости, он «подсасывает» через трещины или не совсем герметичные соединения где-то на протяжении магистрали.

Читайте также:  Потеют окна в брусовом доме

Как удалить — технические моменты

Проблема развоздушивания системы отопления должна решаться еще на стадии планирования и монтажа. Пройти мимо не получится, поэтому сразу надо предусмотреть возможности для стравливания воздуха и правильно монтировать компоненты. Вот что можно сделать:

    При монтаже радиаторы навешивать с уклоном около 1° — один сторона получится выше и именно на ней необходимо установить воздухоотводчик. Это может быть кран Маевского или автоматический клапан. Недостаток первого варианта — придется обходить радиаторы и вручную спускать воздух. Автоматические воздухоотводчики в этом плане лучше, так как отводят газы по мере накопления. Их минус — они обычно имеют немалые размеры, так что с вопросами эстетики довольно сложно (есть и маленькие, но импортного производства, так что стоят дороже).

Еще на этапе планировании системы, необходимо думать о том, как спускать воздух с системы отопления

Решение для систем отопления с большим объемом

Для удаления воздуха из трубы (на протяженном участке) можно установить линейный дегазатор. На рисунке пример использования перед гребенкой отопления

И не забудьте такой момент: если полотенцесушитель у вас подключен к отоплению, он тоже является верхней точкой. На нем тоже желательно установить устройство для отведения воздуха из системы отопления.

Как стравить воздух из системы отопления

Спустить воздух с системы отопления не так то и просто. Надо знать в каком порядке действовать, где что открывать, где закрывать. И порядок действий зависит от состава системы.

Если предусмотрены воздухоспускные устройства, удалить воздух из системы отопления будет не слишком сложно

При заполнении

При заполнении системы (первый запуск, ремонт или смена теплоносителя) воздушные пробки будут обязательно. Поэтому перед запуском котла, их необходимо удалить. Делают это на холодном котле, то есть, теплоноситель должен быть холодным. Действуют в таком порядке:

  1. Заполняют систему до нужного давления (контролировать по манометру).
  2. Спускают воздух во всех радиаторах, открывая краны Маевского или проверяя работу автоматических. Обойти надо несколько раз все радиаторы, пока из клапанов не будет бежать вода без пузырьков. Если есть где-то автоматические спускные краны, проверяем работают они или нет, стравливают ли они газы во время прокачки или нет.

    Краны для стравливания воздуха ставят на каждом радиаторе

Если при этом давление в системе в норме, можно запускать котел. Если давление ниже необходимого, добавляют теплоноситель и все повторяют снова. Обратите внимание, что спускать воздух на мембранном расширительном баке запрещено. Это не воздух из системы, а специально накачанный резервуар для поддержания стабильного давления в системе.

Если в системе есть высокие точки (например, обход двери сверху), в любой такой точке должен стоять спускной клапан для стравливания воздуха. Если на радиаторах еще можно поставить механический кран, то в этих точках определенно лучше автоматические модели. Но учтите, что для стабильной работы лучше брать модели подороже. Они ломаются реже, так что, в результате, денег потратите меньше.

Чтобы спустить воздух с системы отопления было проще, во всех возможных точках образования воздушных пробок ставят воздухоотводчики — ручные или автоматические

Также устройства для отведения воздуха должны стоять и на поворотах трубопровода. Это тоже точки скопления пузырьков и наличие тут автоматических клапанов для отведения воздуха намного упростит жизнь — реже придется беспокоиться о воздушных пробках, так как большая часть будет отводиться в автоматическом режиме.

В системах с водяным теплым полом

При комбинированной системе отопления — теплый пол + радиаторы — можно попробовать выгнать воздух через радиаторы. Процесс описан выше. Если воздух спускали 5-6 раз, а некоторые контура все еще остаются холодными, придется поочередно «прогонять» каждый из них. Процесс удаления воздуха из водяного теплого пола следующий:

  1. При остановленном котле (режим ожидания) закрываем все вентили на коллекторе подачи.
  2. Открываем подачу первого контура, включаем котел и оставляем работать несколько минут. При помощи клапана спускаем воздух. Одновременно он уходит и на котле, через встроенный автоматический воздухоотводчик.
  3. Еще раз прогоняем, спускаем. Так пока не пойдет теплоноситель без пузырьков.
  4. Останавливаем котел, закрываем подачу первого контура, открываем подачу второго.
  5. Включаем котел.
  6. Спускаем воздух.

Прогоняем так каждый контур, не забывая останавливать котел. Если котел не выключить, могут быть две ситуации. Первая — закрытыми окажутся все контура, что может привести к разрыву в «слабом» месте. Вторая — открыты будут два контура и воздух из «непрокачанного» может попасть в «прокачанный», так что вся проделанная ранее работа пойдет насмарку. Поэтому стараемся не сбиваться с алгоритма и останавливаем котел перед тем, как закрыть/открыть очередные контура.

В системах отопления с теплым водяным полом, удалять воздух сложнее: контура длинные. Чтобы выгнать воздух из системы, необходимо поочередно прогнать каждый контур

Теперь вы знаете как спустить воздух с системы отопления с теплым полом.

Разветвленная радиаторная система

Обычно в системах отопления коттеджей на два и более этажа, воздушные пробки появляются в радиаторах верхних этажей. Тем не менее просто спустить на них воздух пару раз — не всегда помогает. Он скапливается снова и снова. Разберем правильную последовательность действий.

Наличие автоматических устройств для отведения воздуха из системы отопления облегчит жизнь: избавление от воздушных пробок происходит само по себе

Если система отопления имеет несколько «веток», действовать надо примерно по той же схеме, что описана с коллектором теплого пола: поочередно выдавить воздух в каждой из веток. Надо закрыть все «ветки» кроме одной, прокачав через нее теплоноситель спустить воздух (через воздухоотводчики на батареях отопления и других устройствах). Точно так же остановить котел, закрыть кран на «отработанную» часть системы, открыть другую. По идее, в домах на несколько уровней лучше двигаться снизу вверх, сначала стравливая воздух из радиаторов базового этажа (если есть), затем первого, второго и т.д.

Особенности многоэтажных домов

В большинстве многоэтажек разводка системы отопления вертикальная. Если у вас в каждой (или почти в каждой) комнате проходит вертикальная труба (или две), к которой подключены один-два радиатора, у вас именно такой вариант.

Дальше. Подача может идти снизу, а может — сверху. В первом варианте теплее будут батареи нижних этажей, во втором — верхних. Это об устройстве системы, чтобы представлять как действовать в случае завоздушивания.

Примеры разводки отопления в многоэтажных домах

Если после включения отопления, у вас не греется радиатор, начните с того, что спустите воздух у себя. Если стоит кран Маевского, придется это делать вручную. Будьте готовы к тому, что из радиатора пойдет довольно сильная струя воды. Чем выше ваш дом, тем выше давление в системе и сильнее напор. Принесите какую-то емкость (ведро или таз), тряпку и можно приступать к работе.

Это кран Маевского. Его чаще всего ставят на радиаторы

Специальным ключом или обычной плоской отверткой поверните шток краника против часовой стрелки. Должно послышаться шипение, может начать выходить теплоноситель «рваной» струей. Это выходит воздух, который накопился в радиаторе. Когда пойдет ровная струйка без рывков — воздух удалили. Закручивайте кран и следите за нагревом радиатора. Если помогло — вам повезло. Нет — надо спускать воздух у соседей снизу/сверху, удалять его из всего стояка.

Завоздушивание тепловых магистралей — проблема, характерная для частных домов, квартир и офисных помещений. Спустить воздух из системы отопления можно несколькими способами. Важно понимать, когда в трубах образуются пузыри, чем это грозит и почему нужно принимать меры к восстановлению циркуляции теплоносителя.

Если в отопительной системе образовалась воздушная пробка, нарушается циркуляция воды по трубам. Это приводит к тому, что температура воздуха в доме или квартире становится ниже обычной, хотя котёл работает в стандартном режиме. Когда завоздушивание происходит в городской квартире, жильцы начинают подозревать, что вышла из строя централизованная система отопления. Но после звонка в соответствующую службу выясняется, что проблему нужно искать у себя дома.

Воздух из системы отопления нужно спускать не только для того, чтобы обеспечить прогрев помещения. Когда внутренняя поверхность металлического изделия контактирует попеременно с водой и кислородом, процессы коррозии начинаются раньше и происходят быстрее, чем если бы по трубам циркулировала сплошная жидкость. Вероятность быстрого разрушения металла увеличивается, если в воду попадают агрессивные примеси.

Читайте также:  Шведская плита фундамент в разрезе

Для алюминиевых труб и батарей воздушные пузыри создают наибольшую угрозу. Жизнь жильцов тоже подвергается опасности, потому что в процессе коррозии алюминия выделяется водород. Когда этот газ взаимодействует с кислородом в атмосфере, происходит взрыв. Вероятность этого меньше 100%, так как для реакции нужно, чтобы соотношение газов было 2:1, и всё же риск очень высок. На интенсивность коррозии влияют и такие факторы:

  • способ сварки деталей радиаторов и труб;
  • качество защитных покрытий;
  • кислотность теплоносителя (воды или другой жидкости).

Внутри алюминиевых труб газ может образовываться слишком быстро. Если не спустить воздух с насоса отопления или из радиатора, это приведёт к созданию зон повышенного давления. Трубы просто лопнут, и помещение будет залито водой.

Воздушные пробки в отопительной системе появляются не из-за халатности владельцев жилья. Их образование — естественный процесс, у которого есть несколько причин:

  • выделение воздуха при нагревании воды;
  • неправильный уклон труб;
  • неверно выбранное направление циркуляции;
  • свободное перемещение воздуха по магистралям;
  • проведённые ремонтно-профилактические работы.

Последняя причина характерна для многоквартирных домов. Когда трубопроводы частично разбираются, система перестаёт быть герметичной и становится открытой. Воздух беспрепятственно проникает в трубы и остаётся там после окончания работ. Иногда бывает так, что рабочие допускают ошибку, заполняя магистрали теплоносителем. Это нужно делать в определённой последовательности и с соблюдением технологии. Например, вода должна поступать вы трубы с определённой скоростью, чтобы воздушные пузыри успели переместиться и выйти наружу.

Ещё одна причина, по которой в отопительных элементах возникают воздушные пробки, кроется в несоблюдении герметичности стыков. Иногда целостность труб нарушается по причине износа, и это тоже ведёт к подсосу воздуха. В системе падает давление, и пробки образуются ещё интенсивнее. Проблему не всегда удаётся обнаружить сразу, потому что вода, нагретая до состояния кипятка, быстро испаряется, и течь может оставаться не заделанной несколько месяцев.

Как лучше прогнать воздух, зависит от типа циркуляции и устройства системы. Вода может перемещаться по трубам сама собой или под воздействием насоса. Естественную циркуляцию также называют гравитационной. Конфигурация системы представлена полиэтиленовыми и металлическими трубами. Верхняя разводка делается из полиэтиленовых элементов, а в самой высокой точке устанавливается расширительный бачок. Встречаются и такие варианты, когда вся система собрана из металлических элементов.

Когда применяется гравитационная циркуляция, бачок нужен для того, чтобы воздушные пузыри беспрепятственно выходили из системы. На этапе проектирования рассчитывают необходимый угол наклона. Если его не предусмотреть, трубопровод будет располагаться строго горизонтально, и воздушная пробка, образовавшись или проникнув извне, будет оставаться на месте.

Величина угла не относится к постоянным характеристикам. Она варьируется в зависимости от плотности и скорости перемещения воды (или другого теплоносителя) по трубам, а также от диаметра труб и давления в системе. На 1 погонный метр отопительной системы с гравитационной циркуляцией наклон должен составлять 5−10 мм. Это значит, что один край трубы должен быть выше другого на эту величину.

Для трубопровода с принудительной циркуляцией нужен воздухосборник. Его монтируют в наивысшей точке системы. Подающий участок трубопровода монтируют так, чтобы был небольшой подъём в ту сторону, куда движется теплоноситель. В обратном направлении уклон делают вниз, если ориентироваться по направлению перемещения жидкости. Здесь перепад высот нужен для того, чтобы было проще сливать теплоноситель для проведения ремонтных работ, а также по окончании отопительного периода.

Если система монтируется по правилам, в ней устанавливают краны или клапаны, предназначенные для спуска воздуха. Такие приспособления называют воздухоотводчиками. В многоквартирных домах они есть не во всех квартирах, а только на верхних этажах. Местом крепления выбирается стояк или край радиатора. Кроме обязательных воздухоотводчиков, не возбраняется монтировать дополнительные, например, на сушилках для вещей.

Обычные и шаровые краны, а также клапаны позволяют стравливать воздух из системы отопления. Но у них есть недостаток: невысокая пропускная способность. Особенно неудобны шаровые краны, которые раньше устанавливались на чугунных радиаторах.

Изделия старого образца эксплуатируются в частных домах, и при спуске воздуха владельцы жилья сталкиваются с проблемой: вместе с воздухом вытекает вода. Некоторые находят в этом плюс и применяют горячую жидкость для бытовых нужд, но такую ситуацию нельзя назвать удобной.

Чтобы быстро выгонять воздух из радиаторов и труб, лучше заменить устаревшие приспособления на более современные. Для спуска воздуха в отопительной системе частного дома специалисты рекомендуют использовать краны Маевского. Они представляют собой клапаны с механическим управлением (не автоматика). Достоинства изделий:

  • оперативное устранение пробок без существенных потерь теплоносителя;
  • компактность;
  • удобство в монтаже и эксплуатации;
  • надёжность;
  • долговечность.

Краны Маевского оптимальны для установки в частных домах, где завоздушивание трубопровода происходит не очень часто. В многоквартирных домах возникают проблемы. Поскольку пробки образуются регулярно, а вода содержит много примесей, сливное отверстие быстро засоряется. Каждый месяц их нужно прочищать. Второй существенный недостаток такого решения — выход из строя из-за гидроударов. В частных домах такого явления нет — оно характерно для многоквартирных, производственных и офисных зданий.

Гидроудар — это резкий скачок давления, который происходит, когда открывают или закрывают задвижку, перекрывающую доступ теплоносителя в систему. При этом скорость жидкости резко изменяется, а объём системы остаётся прежним. Возрастает давление, и кран (Маевского или другой) подвергается очень высокой нагрузке. Решением проблемы может стать применение автоматики.

Устройства, работающие в заданном режиме, регулируются при помощи специального датчика. Его тип зависит от конфигурации клапана. Обычно используют поплавковые датчики. Когда уровень жидкости понижается, минуя определённую отметку, поплавок отпирает отверстие, через которое стравливается воздушный пузырь. После прогона воздуха датчик срабатывает и клапан запирает отверстие.

Автоматические приспособления по конфигурации бывают вертикальные и горизонтальные. Производительность различается, так что автоматикой можно оснащать трубопроводы центрального отопления. Её устанавливают во всех местах, где есть высокая вероятность возникновения воздушных пузырей. В отопительных системах, обогревающих частные дома, автоматика тоже зарекомендовала себя хорошо.

При выборе такого решения нужно следить за чистотой и качеством жидкости, циркулирующей по трубам. Поскольку в центральных отопительных системах с этим сложно, целесообразнее применять автоматические устройства в комплексе с другими приспособлениями. В таких случаях совокупность элементов образует многоступенчатую систему стравливания воздуха. В неё входят:

  • краны Маевского, установленные на стояках, бойлерах и радиаторах;
  • воздухоотводчики автоматического типа на разных участках теплоцентрали.

Совокупность устройств обеспечивает полное удаление воздушных пробок в любое время, когда это требуется. Такой подход позволяет не беспокоиться о теплоотдаче поверхностей по всей протяжённости системы.

Владелец частного дома с автономным отоплением может удалять воздух из труб самостоятельно. В квартире, обогреваемой централизованно, лучше не экспериментировать, а обратиться в специальную службу. Воздухоотводный элемент с механическим управлением безопасен, но давление в трубах может оказаться настолько большим, что хлынувшая вода затопит квартиру. Особенно опасен срыв крана, а учитывая, что во многих квартирах они уже старые, риск довольно велик.

Место, где образовался пузырь воздуха, удаётся обнаружить по тому, что один участок батареи холоднее, чем остальные. Это может быть как небольшой элемент, так и половина радиатора. Но трубы бывают холодными и по другим причинам, например, из-за недостаточного прогрева жидкости или вследствие пониженного давления в магистрали. Прежде чем приступать к стравливанию воздуха или вызывать специалистов, стоит убедиться, что опасения не напрасны.

Распознать проблему поможет комплексный подход. Сначала стоит проверить температуру всей системы. Если она равномерна, значит, причина точно не в завоздушивании. О наличии пробок свидетельствует такие признаки:

  • полностью или частично холодные радиаторы при горячих стояках;
  • бульканье и другие звуки в трубах;
  • вытекание жидкости в местах соединений, сварных швов;
  • звонкий звук при постукивании по проблемному участку.

Выявляя пробку по звуку, стоит соблюдать осторожность и не стучать по трубе слишком сильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *