Как соединить алюминиевые батареи между собой

Трудно ли разобрать и собрать секционный отопительный прибор? Как выполнить соединение радиаторов отопления между собой в общем отопительном контуре? Как присоединить батарею к подводкам и чем герметизировать резьбовые соединения? Попробуем ответить на эти вопросы.

Фрагмент двухтрубной системы отопления в частном доме.

Межсекционные соединения

Устройство

Давайте выясним, как выполняется соединение секций радиаторов отопления между собой:

  • Коллекторы каждой секции снабжены противонаправленными резьбами с обеих сторон.
  • Для их соединения служит ниппель — короткий патрубок с опять-таки противонаправленными резьбами на его наружной поверхности. Внутренняя поверхность ниппеля снабжена двумя продольными выступами — зацепами для радиаторного ключа.
  • Герметизация стыка выполняется кольцевыми прокладками из паронита — жесткой термостойкой резины.

Впрочем: соединение секций алюминиевых радиаторов на практике лучше герметизировать покупными прокладками из силикона или, в крайнем случае, вырезанными своими руками из старой автомобильной камеры.
Паронит требует при стягивании значительных усилий; а не отличающемуся высокой прочностью алюминию они противопоказаны.

При переборке радиатора прокладки желательно заменить.

Сборка и разборка

Давайте в качестве примера разберемся, как можно выполнить соединение секций биметаллических радиаторов при наращивании батареи:

  1. Откручиваем глухие радиаторные пробки со стороны, противоположной подводкам.
  2. Приложив добавляемые секции к торцу радиатора, размечаем точки крепления дополнительных кронштейнов. Напомним: их количество подбирается из расчета один кронштейн на три секции; в жестком креплении нуждаются не только верхний, но и нижний коллектор батареи.
  3. Монтируем кронштейн.
  4. Наживляем в резьбы концевой секции пару ниппелей с надетыми на них прокладками.
  5. Отмечаем на радиаторном ключе расстояние от его лопатки, соответствующее суммарной длине новых секций.
  6. Приставляем к старой батарее добавляемые секции и подаем через их верхний коллектор радиаторный ключ. Его придется непрерывно поворачивать, чтобы пройти ниппеля. Когда лопатка ключа достигнет нужного ниппеля, поворачиваем его по часовой стрелке ровно настолько, чтобы ниппель надежно зацепил обе резьбы.
  7. Повторяем операцию с нижним ниппелем.
  8. Попеременно подтягиваем ниппеля не более чем по 1 — 2 оборота за раз. Инструкция связана с тем, что при неравномерном стягивании ниппеля будут намертво заклинены или даже разорваны. Критерий готовности — выдавившиеся между секций края прокладки.
  9. Закручиваем глухие радиаторные пробки и проверяем радиатор под давлением.

Схема сборки радиатора.

Разборка соединений между секциями выполняется в обратном порядке.

Полезно: если ниппеля чугунного радиатора не хотят отворачиваться, часто помогает прогрев секций: точечный (паяльной лампой) или целиком, на костре.
Разумеется, межсекционные прокладки после этого придется менять.

Обвязка

Все способы подсоединения радиаторов отопления к розливу подразумевают наличие:

  • Подводок;
  • Опционально — запорно-регулирующей арматуры.

Трубы и радиаторы

Начнем с небольшого исследования материалов, применяемых для создания отопительных приборов. Точнее — с рабочего давления, на которое они рассчитаны. В среднем можно ориентироваться на следующие значения:

Материал радиатора Рабочее давление, кгс/см2
Чугун 16
Алюминий 9 — 12
Сталь (трубчатые радиаторы) 25
Биметалл (сталь + алюминий) 25

Штатные параметры любой отопительной системы вполне укладываются в самые скромные требования: рабочее давление в контуре ЦО в штатном режиме не превышает 6 кгс/см2 при температуре до 95 С.

Ключевые слова — в штатном режиме.

При чрезмерно быстром заполнении сброшенной системы или при отрыве клапана винтового вентиля возможно возникновение так называемого гидроудара, на фронте которого давление будет достигать 20 — 25 кгс/см2.

Для автономных контуров гидроудары при минимальной вменяемости владельца нехарактерны, а вот в ЦО с огромным количеством запорной арматуры, обслуживающим персоналом весьма разного уровня квалификации и периодическим испытанием теплотрасс повышенным давлением… Думается, дальше можно не объяснять.

Читайте также:  Батарея на дровах для отопления гаража

Именно поэтому наиболее разумным будет такое распределение типов отопительных приборов:

  • Алюминиевые и чугунные могут применяться только в автономных контурах;
  • Стальные и биметаллические подходят для ЦО.

Какие трубы могут использоваться в комплекте с ними?

  • Соединение алюминиевых радиаторов отопления с котлом и/или розливом обычно выполняется недорогими и простыми в монтаже полипропиленовыми или металлополимерными трубами.
  • Соединение биметаллических радиаторов — между собой или с трубами розлива в системе ЦО — лучше выполнять стальной трубой. Либо черной сталью на сварке, либо оцинковкой на резьбах.

Биметаллический радиатор укомплектован сварными стальными подводками.

Полезно: еще одно неплохое решение — использование гофрированных нержавеющих труб.
Они монтируются самым доступным инструментом и допускают изгибы с радиусом, равным диаметру трубы.

Запорно-регулирующая арматура, фитинги

Как уже упоминалось, присоединение радиаторов отопления к трубам часто разрывается запорной арматурой. Какой именно?

Простейший вариант — пара вентилей на обеих подводках. Они позволяют отключить отопительный прибор на время затяжной оттепели или ремонта. Лучшим выбором станут шаровые краны: они исключительно отказоустойчивы и не требуют обслуживания, в отличие от капризных винтовых и пробковых вентилей.

Внимание: в системе ЦО перед вентилями со стороны стояка обязательно должна присутствовать перемычка, позволяющая теплоносителю циркулировать через стояк при отключенной батарее.

Более практичные решения — дроссель и шаровый кран в системе ЦО или однотрубном автономном контуре и пара дросселей в двухтрубной системе. Подсоединение радиаторов отопления к трубам через такой набор арматуры допускает ручную регулировку теплоотдачи. Два дросселя в двухтрубной системе нужны для раздельной балансировки системы и собственно регулировки тепловой мощности.

Наконец, вместо регулирующего теплоотдачу дросселя может устанавливаться термостатический клапан с термоголовкой — прибор, автоматически регулирующий проходимость в зависимости от температуры воздуха в комнате. Увы, цена такого комплекта заметно выше обычных кранов и достигает 700 — 1500 рублей.

Обвязка с термостатом и вентилем.

Как подключить радиатор к подводкам или кранам? Как правило, сейчас для этой цели используются американки — быстроразъемные соединения с накидными гайками. В отличие от привычных сгонов, они позволяют демонтировать отопительный прибор за 30 — 40 секунд.

Чем герметизировать резьбы? Лучший материал для резьбовых соединений радиаторов отопления — полимерная нить-герметик (Тангит Унилок и аналоги); на втором месте — сантехнический лен с пропиткой силиконовым герметиком или любой быстросохнущей краской.

Схемы подключения

Наиболее отказоустойчивая схема соединения радиаторов отопления в частном доме с розливом и котлом — однотрубная ленинградка. Отопительные приборы подключаются параллельно розливу, который прокладывается по периметру помещения.

Несколько дешевле в монтаже, но заметно проблемнее в эксплуатации схема, использующая последовательное подключение батарей. Достаточно сказать, что их независимая регулировка в этом случае невозможна.

Вариант однотрубной схемы с последовательным подключением.

Наконец, двухтрубная система подразумевает подключение каждого радиатора в качестве перемычки между подающей и обратной ниткой. Она неудобна тем, что требует уже упоминавшейся балансировки — ограничения проходимости ближних к котлу отопительных приборов.

Какими могут быть схемы подсоединения радиаторов отопления к подводке?

  • Односторонняя: подводки соединяются с верхней и нижней радиаторными пробками справа или слева. Она компактна, но делает нагрев прибора неравномерным: последние секции всегда будут холоднее первых.
  • Снизу вниз. В этом случае батарея обязательно комплектуется воздушником. Достоинства решения — в том, что радиатор при таком подключении не требует промывки и всегда греет по всей длине.
  • Диагональная. Нагрев секций еще более равномерен; однако нижний угол прибора с глухой пробкой будет постепенно заиливаться.

Варианты подключения к подводкам.

Заключение

Надеемся, что в этом материале нам удалось ответить на все накопившиеся у читателя вопросы. Как всегда, получить дополнительную тематическую информацию можно из видео в этой статье. Успехов!

Читайте также:  Силиконовый герметик для оконных швов

Даже выполнив правильно все расчеты по определению количества секций батареи отопления, может случиться так, что они дают недостаточно тепла.

Так происходит, если производитель завысил параметры изделия в техпаспорте или потребитель не учел всех теплопотерь в помещении.

Добавление секций на алюминиевые радиаторы позволяет решить эту проблему.

Типы подключения батареи к отопительной системе

Когда возникает необходимость нарастить радиатор, очень важно соблюсти все правила демонтажа старой секции в случае ее поломки или установки новой для увеличения его теплоотдачи. Если новый элемент будет подсоединен неправильно, то эффективность всей конструкции может уменьшиться на 40-50%. Это проявится в виде неравномерного прогрева всех секций или даже прорыва в местах их соединения.

Важным фактором является то, каким способом подключена батарея к отопительной системе, потому что нарушение схемы всегда приводит к теплопотерям. Как правило, алюминиевые радиаторы отопления подключаются:

  • Последовательным подсоединением, которое применяется в однотрубных системах отопления. Считается самым финансово выгодным типом подключения, так как при нем задействовано меньше стройматериалов, но менее эффективным в качестве обогрева жилья. Как правило, в этом случае те обогреватели, что находятся ближе к котлу, будут горячими, а по мере удаления от него все холоднее.
  • При параллельном типе используются две трубы, которые подсоединяются к радиатору через верхний и нижний отделы. Обеспечивает самый лучший нагрев, так как теплоноситель равномерно распределяется по всем элементам системы. Этот тип подключения позволяет устанавливать терморегуляторы, что дает пользователю возможность самому решать, какое количество тепла ему нужно.
  • Сквозное подсоединение обеспечивает теплоносителю беспрепятственный проход через всю систему без «остановок» в батареях отопления.

Соединение секций алюминиевых радиаторов и последующее подключение к теплосети должны проводиться строго по схеме в определенной последовательности, чтобы они были не только эффективными, но и экономичными.

Необходимые для работы инструменты

Если наращивание производить своими руками, то предварительно следует позаботиться о наличии необходимых инструментов. В набор входят:

  • Радиаторный ключ, стандартный для всех типов батарей.
  • Специальные ниппеля, с помощью которых производится соединение алюминиевых радиаторов отопления между собой.
  • Трубный ключ.
  • Заглушки для боковых отделов с левой и правой нарезкой.
  • Паронитовые или другие межсекционные сальники для батарей отопления.
  • Наждачная шкурка.

Приобрести эти инструменты можно в любом магазине стройматериалов.

Подготовка к работе

Чтобы присоединить секции алюминиевого радиатора, владельцам квартир с централизованной системой обогрева придется подать заявление в управляющее хозяйство с просьбой на проведение работ. Обладателям автономного обогрева подобная процедура не нужна.

Перед тем, как соединять секции, следует провести подготовительные работы.

  • Во-первых, слить весь теплоноситель из батареи.
  • Во-вторых, демонтировать ее.
  • В-третьих, проверить на наличие мусора или накипи, и в случае обнаружения удалить их.
  • В-четвертых, проверить места соединения радиатора с трубой отопительной системы. Если есть какая-либо накипь или наросты, их следует удалить при помощи наждачной бумаги.

Только после проведения подготовительных работ можно приступать к наращиванию радиатора с полной уверенностью, что все его элементы будут соединены герметично.

Соединение секций

Чтобы все элементы были подсоединены правильно, радиатор нужно положить на ровную поверхность внешней стороной к себе. Последовательность действий наращивания следующая:

  • Заглушки откручиваются от торцевых соединительных отделений.
  • На ту часть ниппеля, где нет резьбы, нужно надеть прокладку.
  • Вставить ниппель в коллектор алюминиевого радиатора и слегка провернуть несколько раз.
  • Подготовленную для подсоединения секцию соединить с другой стороной ниппеля.
  • Взять ключ и не спеша затянуть ниппель. Благодаря тому, что у него на разных концах находится противоположная резьба, его стороны будут закручиваться одновременно.
  • Довести закручивание до предела, пока он не упрется в прокладку.
Читайте также:  Установка регулятора тяги на твердотопливный котел купер

Следует ниппеля верхнего и нижнего коллектора закрутить одинаковое количество раз, чтобы не получился перекос в одну из сторон. Для этого подсчитывается, сколько было сделано витков.

Перед тем как монтировать увеличенный радиатор к трубе отопления, нужно проверить, насколько герметично проведено наращивание. Для этого необходимо наполнить батарею подкрашенной водой и пару часов проследить, нет ли утечки.

Повесив конструкцию на стену, можно приступать к последнему этапу работ.

Испытательные работы

Как правило, при каждом ремонте или демонтаже (установке) радиаторов, они должны пройти тестирование на качество проделанной работы и целостность системы. Для этого места соединения батареи с трубопроводом плотно закручиваются трубным ключом, и система тщательно проверяется на наличие дефектов, после чего можно пускать теплоноситель.

Первичная проверка проводится под небольшим напором, чтобы проследить, не проявится ли где-то течь. Если будет обнаружен дефект, то теплоноситель отключается, и проводятся работы по его устранению.

При следующей попытке вода в систему подается под обычным напором и остается в ней на пару-тройку часов. Когда они пройдут, нужно проверить все места соединений на герметичность.

Без специальных навыков иногда демонтаж и наращивание новых секций трудно правильно произвести с первого раза, поэтому этап проверки качества сделанной работы игнорировать нельзя. В целом, при наличии всех инструментов и выполнении последовательности работ, можно даже соединить два алюминиевых радиатора между собой своими руками.

Для обеспечения оптимальных показателей отопительной системы проводится расчет количества секций радиатора на отапливаемую площадь. Довольно часто выясняется, что стандартного радиатора недостаточно и секции необходимо добавить, иначе, отопление не будет эффективным. Рассмотрим, как правильно соединить секции между собой.

Соединение секций алюминиевых радиаторов

Соединение секций алюминиевых радиаторов предусмотрено конструкцией этого оборудования и выгодно отличает его от монолитных, панельных батарей. Кроме добавки дополнительных сегментов, есть возможность замены секции, если она дала течь. Получится значительно дешевле, чем приобретать батарею полностью. Сам процесс присоединения отличается простотой и доступностью и посилен для непрофессионала.

Необходимые материалы и инструменты для монтажа секций

Все необходимое для наращивания секций имеется в монтажных наборах, которые можно приобрести в каждом профильном магазине.

  • Радиаторный ключ – типовой инструмент, используемый для монтажа всех радиаторов.
  • Радиаторные ниппеля – короткие патрубки с двухсторонней правой и левой резьбой.
  • Прокладки – паронитовые или силиконовые. Не рекомендуется замена специальных прокладок подручными обмотками или прокладками собственного изготовления. Подобные замены могут привести к разгерметизации оборудования.

Алгоритм соединения секций алюминиевых радиаторов

Соединение секций удобнее осуществлять на плоской ровной поверхности (на полу), расположив их лицевой стороной к себе.

  • Соединительные торцевые отверстия освобождаются от заглушек.
  • На свободную от резьбы часть ниппеля одевается прокладка.
  • Ниппель осторожно вкручивается в алюминиевый коллектор на несколько витков.
  • Отверстия подсоединяемой секции точно совмещаются с ниппелем посредством легкого нажима.
  • Ключом выполняется затягивание ниппеля, который, благодаря разнонаправленной резьбе, будет стягивать обе части радиатора. По достижении предела соединения прокладка надежно герметизирует стык.
  • Верхний и нижний ниппели необходимо закручивать поочередно, на одинаковое количество витков, чтобы избежать перекоса.

Перед установкой батареи в систему можно проверить ее герметичность, наполнив водой через шланг. Если по прошествии некоторого времени в местах соединения не выступила влага, все манипуляции проведены правильно.

Последовательное соединение радиаторов отопления

Последовательное соединение радиаторов отопления чаще всего требует увеличения количества секций, для повышения мощности батарей ближе к концу магистрали. Способ последовательного подсоединения предполагает неравномерное распределение тепла: радиатор, находящийся в начале ветки, будет нагреваться сильнее последующих. Несмотря на это неудобство, способ востребован благодаря своей простоте, а корректировку теплообмена проводят именно посредством наращивания секций радиаторов в разных частях системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *